Концепция ресурсного центра

КОНЦЕПЦИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА  СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

  1. Общие положения

Ресурсный центр (в широком смысле) – это форма объединения, интеграции и концентрации ресурсов от различных собственников (правительства, работодателей, образовательных организаций, физических лиц).

Ресурсный центр создается собственником (учредителем) ресурсов на инициативной основе, как правило, на базе наиболее продвинутого государственного учреждения дополнительного профессионального образования, объединяя, присоединяя ресурсы других образовательных учреждений.

Ресурсный центр социальной сферы  — это объединение  ресурсов различных ведомств  по вопросам решения социально-значимых проблем межведомственного характера (инвалидность и инклюзия, профилактика социально-негативных явлений и т.д.)

 

  1. Предпосылки создания ресурсного Центра 
    Вызовы

    • Динамизация изменений и повышение требований к компетенциям специалистов социальной сферы;
    • Острая потребность  в системе качественного непрерывного образования по вопросам межведомственного характера;
    • Регионализация дополнительного профессионального образования социальной сферы — возрастание  нагрузки на  консолидированные бюджеты  субъектов  Российской Федерации
    • Поставлена задача:  системной  интеграции  дополнительного профессионального образования сотрудников социальной сферы по вопросам межведомственного характера

     

  2. Теоретико-концептуальные идеи создания ресурсного центра

 

Общая идея концепции — необходимость опережающей подготовки и повышения квалификации  специалистов  в условиях формирования конкурентоспособной и инновационной социальной сферы и реализации отраслевой стратегии оптимизации бюджетных расходов на дополнительное профессиональное образование.  Это  требует модернизации  и внедрения новых форм и методов организации образовательного процесса дополнительного профессионального образования, в том числе создания Ресурсного Центра социальной сферы.

Ресурсный центр концентрирует и обеспечивает доступ ресурсам обучающихся учреждений системы социального обслуживания, системы образования, системы КПД  независимо от их подчиненности и формы собственности. Ресурсный центр выступает как структурное подразделение eчебно-методического центра развития социального обслуживания, в котором созданы условия для освоения обучающимися учреждений социального обслуживания, системы образования интегрированных программ повышения квалификации, практики, приобретения или совершенствования  профессионально-значимых компетенций  при освоении ими дополнительных профессиональных  программ.

Теоретико-методологические основания концепции:

  • теория управления знаниями (П. Друкер, К. Свейби, И. Нонака, П. Сенге, М. Поланы и др.) пришла на смену постиндустриальной экономике и обосновывает конкурентоспособность личности, фирмы, образовательной организации, государства на основе непрерывного персонифицированного обучения. Знание становится таким же способом производства, как земля, капитал и труд. Социальная и профессиональная успешность личности есть объективный показатель и результат  качества  образования,  выраженный перечнем компетенций (квалификаций).  На смену  рынку  труда приходит  рынок  профессиональных  компетенций.  Смешанная экономика  функционирует на основе государственно-частного партнерства, интегрируя ресурсы отрасли и образовательного учреждения
  • теория управления образовательными организациями (П. Ф. Анисимов, В.М. Демин, В. С. Гринько, В. М. Гаськов, М. В. Никитин, И. М. Реморенко, А.Н. Лейбович, Н. Ю. Посталюк и др.) рассматривает необходимость стратегической переориентации традиционных образовательных институтов (структур управления, учебных программ, механизмов финансирования, форм учебного процесса и др.) на содействие непрерывному профессиональному образованию  в течение всей жизни  различным  социальным  (ресурсным)  группам  граждан, молодежи  и  взрослым , в том числе  развитие  инклюзивного  профессионального образования
  • теория развития человеческого, потребительского, интеллектуального, социального потенциалов и капиталов (А. И. Пригожин, Ю. А. Карпов, В. И. Жуков, Ж. Аллак, Й. Шумпетер, Г. Стивенсон и др.) рассматривает механизмы мотивации самостоятельного взаимодействия гражданина, потребителя, налогоплательщика, семьянина, защитника Родины, специалиста по работе с инновационно-развивающимся социумом, миром профессиональных компетенций и государством. Теория рассматривает интеллектуальное предпринимательство как стратегическую ключевую компетенцию профессионального  образования,  в том числе и дополнительного профессионального образования
  • теория профессионально-педагогического и личностно-ориентированного образования (А. Г. Асмолов, Э. Ф. Зеер, В. Д. Шадриков, Г. Е. Зборовский, А. Н. Лейбович, Г. М. Романцев, и др.) определяют механизмы интеграции научного и профессионального знания, особенности становления личности специалиста и ее социокультурной адаптации

Современный взгляд на социальное партнерство:

  • отказ от понимания социального партнерства как системы профессионально ориентированных отношений с социальными партнерами к пониманию социального партнерства как всеобъемлющего, разностороннего диалога с социальными партнерами;
  • замена конечной цели взаимодействия: от удовлетворения отдельных интересов социальных партнеров к сотрудничеству ради Человека и гуманизации через формирование его общей и профессиональной культуры;
  • смена фундаментальных принципов построения отношений с партнерами: дискретность уступила место непрерывности и системности, краткосрочность – долгосрочности;
  • замена механизмов: от разовых мероприятий и действий к систематической совместной деятельности в рамках долгосрочных проектов и программ;
  • характер направленности социального партнерства: от однонаправленного (узкопрофессионального) к разнонаправленному (общекультурному).

Перспективы диалога с социальными партнерами:

  • обоюдное опережающее развитие социальных партнеров;
  • формирование профессиональной мобильности сотрудников социальной сферы, особенно в вопросах межведомственного характера и т.д.;
  • формирование и развитие общей, профессиональной, информационной и иных видов культур в социальной сфере

 

  1. Миссия ресурсного Центра

Концентрация интеллектуальных ресурсов для реализации проектов, способствующих социально-экономическому развитию Иркутской области.

 

  1. Ценности ресурсного центра
  • Открытость идеям и инициативам
  • Объединение возможностей для достижения результата
  • Непрерывный рост профессионализма и компетенций работников социальной сферы

 

  1. Базовые принципы создания и функционирования Ресурсного Центра

а) социальное партнерство, предполагающее реализацию сотрудничества государственного, некоммерческого и коммерческого  секторов для повышения квалификации работников социальной сферы в вопросах межведомственного характера;

б) сетевая организация проектирования инновационной деятельности межведомственного плана и организации дополнительного профессионального образования работников социальной сферы  по вопросам межведомственного характера;

в) корпоратизации управления ресурсным центром на основе методов бизнес-менеджмента, которые стимулируют переход от директивных к договорным отношениям;

г) непрерывности  профессионального обучения на основе формирования системы постоянной адаптации индивидов к меняющимся условиям профессиональной деятельности, удовлетворение их индивидуализированных образовательных потребностей, в том числе, для достижения определенного социального статуса. Это впервые позволит объединить обучающихся различных ведомств, изучающих один вид профессиональной деятельности, направленный на решение проблемы с позиции межведомственного подхода.

  1. Цель
  • создание условий для эффективной реализации инновационных проектов специалистов социальной сферы по вопросам межведомственного характера;
  • усиления социального партнерства между учреждения социальной сферы для решения задач межведомственного характера;
  • реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования по вопросам межведомственного характера;

 

 

  1. Основные задачи ресурсного центра
  • Создание условий для приобретения работниками из учреждений различных ведомств  компетенций по решению межведомственных и межотраслевых проблем;
  • Разработка, апробация и внедрение современных инновационных проектов межведомственного характера;
  • формирование и аккумулирование информационных образовательных ресурсов и обеспечение доступа к ним учреждений социальной сферы;
  • Оказание консультационных и аналитических услуг, организация поддержки при проведении, семинаров, конференций и т. п.

 

  1. Основные направления деятельности ресурсного центра

Для реализации поставленных задач ресурсный центр намерен развивать следующие виды деятельности:

  • образовательную;
  • социально-ориентируемую;
  • информационно-аналитическую;
  • маркетинговую;
  • организационно-методическую;
  • экспертно-консультационную.

Ресурсному центру необходимо обладать расширенным перечнем направлений деятельности, которые обусловлены его задачами.

Образовательная деятельность:

  • реализация программ дополнительного профессионального образования по решению межведомственных и межотраслевых проблем;
  • организация дистанционного обучения граждан;

Социально-ориентируемая инновационная  деятельность:

  • разработка программы развития социального партнерства;
  • нормативно-правовое обеспечение взаимодействия ресурсного центра и социальных партнеров;
  • организация работы творческих групп по разработке инновационных моделей разрешения проблем межведомственного характера;

Информационно-методическая деятельность:

  • расширение доступа к информации через размещение ее на сайте ресурсного центра;

Организационно-методическая деятельность:

  • организация работ по распространению методических материалов;
  • организация мероприятий межведомственного характера (фестивали, конкурсы, форумы и т.д.)

Экспертно-консультационная деятельность:

  • экспертиза программ, проектов и других материалов по профилю работы ресурсного центра.

 

  1. Службы ресурсного центра
  • Учебно-методическая служба: разработка дополнительных профессиональных программ по проблемам межведомственного характера;
  • Информационно-консалтинговая служба: создание и развитие WEB-сайта для достижения прозрачности деятельности ресурсного центра и маркетингового продвижения образовательных услуг.
  • Маркетинговая служба: проведение маркетинговых исследований региональных межведомственных проблем и  определение образовательных услуг по их разрешению;
  • Служба дополнительного профессионального образования: расширение возможностей для профессионального обучения специалистов социальной сферы различных ведомств.

  1. Механизм реализации Ресурсного центра

Механизм, обеспечивающий функционирование и развитие Ресурсного центра, устанавливается через диалог с обществом, социальными партнерами, потенциальными потребителями конечного продукта (руководителями учреждения социальной сферы).

 

  1. Проектируемые результаты деятельности Ресурсного центра

Модель Ресурсного центра – это становление инновационной системы непрерывного профессионального образования работников социальной сферы по вопросам межведомственного характера.

Деятельность Ресурсного центра предлагает подготовку высококвалифицированного специалиста социальной сферы, имеющего современное профессиональное мировоззрение, системное содержание любого вида деятельности, владеющего инновационными способами решения проблем межведомственного характера в любой среде, умеющего мыслить и принимать решения в нестандартных ситуациях, способного находить нужные способы реализации своей индивидуальности, обеспечивать свою востребованность.

© РОСТ, 2016 - 2024
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна